Храм во имя святых мучеников Флора и Лавра с. Игумново - О храме
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 
О храме

Первое известие о селе Игумнове содержится в писцовых книгах 1627/1628 гг. — как о вотчине серпуховского Высоцкого монастыря (- происхождение имени этого села вполне очевидно). Тогда здесь были монастырский двор и деревянный («клецки») храм во имя святых мучеников Флора и Лавра, стоявший «без пения», то есть без церковной службы.  В 1646 г. это состояние сельской церкви сохраняется, но в 1672 г. при ней уже есть священник. После 1764 г. игумновские земли наряду с прочими монастырским владениями в Российской империи были секуляризованы, т. е. перешли в собственность государства.

10 июля 1798 г. деревянная Флоро-Лаврская церковь «в ночи от громового удара и молнии сгорела до основания». В то время приходской священник был переведён на другое место, новый так и не прислан, и за храмом следили пономарь Степан Иванов 20 лет, сын дьячка Сильвестр Васильев 11 лет, а также 427 человек прихожан — ими была вынесена из огня большая часть храмовой утвари, ризницы и икон, включая антиминс. В том же году жители прихода просили о возобновлении деревянного храма и уже получили на него храмозданную грамоту, когда 17 декабря 1800 г. московский купец Савва Олимпиев сын Кульков заявил о своём намерении построить в Игумново каменную церковь в прежнее имя свв. мчч. Флора и Лавра, но с приделом святителя Саввы Сербского. В сентябре же 1804 г. Кульков обращается в Епархию с просьбою об освящении уже готового южного придела, сообщая при этом, что и основной храм «в окончание приходит». Саввинский придел с. Игумнова был освящён 7 июля 1807 г. архимандритом московского Спасо-Андроникова монастыря Феофаном.

Архитектура церкви – отголосок зрелого московского классицизма, выдающимся представителем которого был Казаков, память о зданиях, сгинувших в пожаре 1812 г.

Форма храма – ротонда на четверике и полукруглая апсида алтарной части – устойчивы и полнокровны. Трапезная просторна, перекрыта в интерьере широким сводом. Колокольня по высоте почти не возвышается над куполом. Приземистые боковые портики (северный из которых ныне утрачен): обращённые к селу и  ведущей мимо большой дороге, — придают облику храма своеобразный усадебный уют.

В храме изумительная акустика. Звук голоса усиливается огромным куполом идеальной формы. При современной реставрации в ротонде и куполе были обнаружены голосники – вмазанные в каменные стены глиняные горшки, игравшие роль своеобразных микрофонов. Голосники характерны для древнерусских церквей, а вот для храмов XIX века это редкость.

Должно быть, безвременная смерть ктитора Саввы Кулькова задержала освящение основного Флоро-Лаврского храма, который, «по малоприходству и бедности», оставался неукрашенным ещё около 15 лет. Но к лету 1823 г., старанием священника московской, Сретенского сорока, церкви Святой Троицы-в-Покровском Стефана Алексеева —  в Игумнове был вызолочен основной иконостас, а храм украшен иконами и стенной росписью (- которая, не будучи необходимой для освящения храма, явилась особенным проявлением щедрости жертвователя). 19 августа 1823 г., по указу Московской духовной консистории, о. Стефан Алексеев в качестве храмоздателя  освятил Флоро-Лаврскую церковь в с. Игумнове, как о том и просили у епархиального начальства местные священник и прихожане.

В 1892 г. в селе Игумново открывается церковно-приходская школа.

Флоро-Лаврский храм как и абсолютное большинство русских храмов, пережил трагедию ХХ века. В 1939 г. он был закрыт и разорен. Иконы разбиты, все ценное убранство увезено в Серпухов. Но стараниями тогдашнего настоятеля протоиерея Саввы Гаврилина (умер в 1954 г.) удалось спасти от уничтожения большое деревянное распятие и ростовую икону Архангела Михаила. Эти святыни сейчас снова в родном храме и являются особо почитаемыми. Храм по тогдашнему обычаю был превращен в склад. Конечно, и стенная роспись была замазана и иконостас поломан, но исполинские стены храма устояли перед натиском советских вандалов.  А в 80-е годы ХХ века склад убрали, и храм превратили в клуб.

Протоиерей Саввелий Гаврилин, настоятель храма до его закрытия

С 1996 г. богослужение Флоро-Лаврском храме села Игумново восстановлено. При храме активно работают воскресная школа «Пчелки» и приходская библиотека.

            

                   Распятие                                                    Ростовая икона Архангела Михаила

Престольный праздник села ежегодно отмечается 31 августа. Флор и Лавр на Руси почитаются как покровители домашнего скота, прежде всего лошадей.

В этот день лошадей рано утром кормили «в полную сыть» свежим сеном и овсом, мыли и чистили скребницей. Существовал специальный обряд - купание лошадей. Животных приводили к ближайшим рекам, озерам или другим водным источникам, где и совершалось торжественное омовение. Хозяева украшали лошадей и вели в пруд, а сами шли по берегу. После лошадям расчесывали гривы и хвосты, вплетали в них яркие ленточки или пестрые лоскутки кумача или ситца. Лошадей собирали вместе со всех окрестных деревень и к обедне пригоняли в село, к церковной ограде, где происходило молебен с водосвятием.

После обедни совершалась так называемая «конная мольба»:  священники выходили из церкви и окропляли приведенных животных освященной водой.

Традиция продолжается и сейчас. В день памяти мучеников Флора и Лавра в Игумново из окрестных сел и деревень съезжаются владельцы лошадей. После литургии и молебна настоятель храма совершает освящение животных.

Храм святых мучеников Флора и Лавра в селе Игумново — единственный в России, где имеется придел святителя Саввы Сербского. По этой причине в храм приезжают как проживающие в России сербы, так и паломники из самой Сербии.